воскресенье, 10 февраля 2013 г.

профессиональное самосознание личности диплом

Формулируя актуальность проблемы рефлексии, отечественный исследователь И.Н. Семенов 1 отмечает ряд вызовов, с которыми столкнулось человечество на рубеже ХХ - ХХI столетий, в эпоху глобализации. Данные вызовы, отмечает автор, осознаются и рефлексируются в современной культуре в качестве ряда взаимосвязанных кризисов как природного, так и социального характера (кризисы природных ресурсов, экологии, техногенные катастрофы, социально-политические потрясения). Автор полагает, что это обусловливает не только возрастающую необходимость в углублении социокультурной рефлексии  (в виде как философского осознания природы и тенденций общественного развития, так и прогностической рефлексии разработки адекватных политических стратегий и тактик дальнейшего социально-экономического развития), но и насущную экзистенциальную потребность каждого человека в личностной рефлексии происходящих болезненных перемен, которые непосредственно затрагивают его существование в непростую, отмеченную стремительными изменениями, во многом кризисную переходную эпоху. В сложившихся социокультурных обстоятельствах чрезвычайно актуальным становится изучение и развитие рефлексии как способности осознавать и переосмыслять человеком свое бытие для ориентировки в нем в целях адекватного поведения и эффективной профессиональной деятельности как в современных социально-экономических условиях, так и в повседневной жизни. Данный факт объясняет наблюдающееся на рубеже веков возрастание интереса к изучению проблематики рефлексии в философско-научном (в особенности, в психологическом) познании, а главное – к разработке психотехнологий ее пратического освоения и развития посредством таких комплексных диагностико-тренинговых методов, как: «рефлексика», «игрорефлексика», «рефлепрактика» и т.д. Формально психология рефлексии восходит к философии Дж. Локка, 2   который ввел это понятие, отталкиваясь от выделения Р. Декартом мышления (сознания) в качестве самостоятельной реальности психического и стал разрабатывать его, базируясь на методологии эмпиризма Ф.Бэкона. Рассматривая рефлексию в качестве процесса наблюдения душой за своими собственными состояниями, Дж. Локк ввел в психологию интроспективный метод изучения психических процессов путем их самонаблюдения человеком. Монадология Г.В.Лейбница способствовала индивидуализации его «Я», «факты сознания» которого специально прорабатывал И.Г.Фихте, развивая учение И.Канта о субъекте на основе разработанной им системы категорий, трактовавшей рефлексию как осознание им своих способностей. В величайшем труде Г.Ф.В. Гегеля «Феноменология духа» рефлексия выступает одной из центральных  категорий его универсальной философской системы. 3 Семенов И.Н. отмечает, что утверждение в европейской рационалистической традиции сугубо интеллектуалистской трактовки рефлексии как осознанности субъектом своего бытия и мира в целом стало возможным благодаря титанической работе  мыслителей немецкой классической философии. Таким образом, рефлексия, феноменологически проявляющаяся как самопознание, отождествляется непосредственно с философией, приобретая тем самым абстрактно-универсальный статус диалектического философствования, восходящего к диалогам Сократа как изначального для Европейской культуры рационализированного способа познания человеком себя и мира. Гносеологическое использование подобной универсально-монистической трактовки рефлексии применительно к психологическому познанию в целях научного изучения реальности психического поставило психологию перед необходимостью онтологической конкретизации этой абстракции для того, чтобы разработать методологию теоретико-экспериментального исследования рефлексивности как базисного свойства человеческой психики, в особенности, сознания. По мнению И.Н. Семенова 4, в умозрительной психологии рефлексия выступает одним из основных объяснительных принципов онтологии психического, определяемой - согласно С.Л. Рубинштейну - взаимодействием бытия и сознания. 5 Начало экспериментированию с сознанием  личности было положено методом психоанализа З. Фрейда 6, а с рефлексией – методом систематического самонаблюдения над мыслительными процессами, разработанным под руководством О. Кюльпе в созданной им Вюрцбургской школе психологии мышления, где были созданы методические средства для объективации интроспекции. Их экспериментальное использование позволило дифференцировать собственно мыслительные процессы и их рефлексивный план, т.е. выделить в качестве «мышления о мышлении» (Аристотель) рефлексивные установки сознания, их смысловые отношения и т.п. интеллектуальные образования. Можно констатировать, что на сегодняшний день в зарубежной  науке многочисленные исследования рефлексии как метакогнитивных процессов мышления и сознания – именно в силу того, что они характеризуются широким диапазоном проблематики –   не конституированы в определенные научные школы, хотя и образуют разнообразные направления современной психологии рефлексии: интеллектуалистское (от Д. Дьюи до Ж. Пиаже), феноменологическое (Э. Гуссерль), метакогнитивное (Дж. Флейвелл), экзистенциальное, гуманистическое и т.д.    Остановимся подробнее на рассмотрении понятия рефлексии в отечественных научных школах. Итак, в отечественной психологии развитие экспериментального направления, направленного на изучение феномена рефлексии, было подготовлено теоретическими работами Л.С. Выготского (1996), С.Л. Рубинштейна (1957), Б.Г. Ананьева (1969) и других ученых. Перечисленные исследователи рассматривали рефлексию как од

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНЫХ АСПЕКТОВ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Понятие рефлексии в зарубежных и отечественных научных школах

Администраторы смогут точнее оценить стоимость и время выполнения работы

Заполнить полный бланк заказа

Форма заказа работы:

Описание: Рефлексия, феноменологически проявляющаяся как самопознание, отождествляется непосредственно с философией, приобретая тем самым абстрактно-универсальный статус диалектического философствования, восходящего к диалогам Сократа.

Рефлексивные аспекты целеобразования как компоненты профессионального самосознания

Готовый диплом на тему:

Заказ дипломной работы

Магазин готовых работ

Заявка (для оценки стоимости)

icq консультации316-407-009

Единый телефон по России:+7 (495) 999-0-256

Diplomer.ru диплом на заказ в Москве

Консультант сайта: online

Дипломная работа. Рефлексивные аспекты целеобразования как компоненты профессионального самосознания

Комментариев нет:

Отправить комментарий