пятница, 8 февраля 2013 г.

шварц убить дракона в себе

Евгений ШварцПьесу Евгения Шварца «Дракон», как и почти любое классическое произведение, можно прочесть по-разному: как антифашистский памфлет, как социальную сатиру, как романтическую любовную драму, как философскую притчу. Можно просто наслаждаться каждым словом блистательного текста, открывая в пьесе первоисточник множества давно знакомых крылатых выражений.При попытке докопаться до сути, понять, что же хотел сказать автор, мы непременно попадем в тупик. Но в пути к этому тупику, равно как и к выходу из него пожалуй, и есть смысл литературы А что еще можно сделать? Убить дракона.1943 год. В разгаре Великая Отечественная война. Она же главная тема литературных произведений, разговоров, мыслей А в Ташкенте эвакуированный после ленинградской блокады драматург пишет сказку. Может быть, бежит от действительности?Но в последней своей пьесе «Обыкновенное чудо», название которой стало популярным оксюмороном, он напишет: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Может быть, поэтому, он так долго около десяти лет искал свой путь в литературу и в литературе, начав писать, да еще и сказки, в возрасте отнюдь не «романтическом» когда ему было уже за тридцать. И Шварц действительно говорил «во весь голос», пусть и на языке сказки.«Дракон» возможно, самая пронзительная его пьеса. Жанровый маркер «Сказка в трех действиях» не обманет даже ребенка с самого начала мы видим в сюжете, героях и декорациях реальную, слишком реальную жизнь:Дракон: Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.Ланцелот: И все-таки они люди.Дракон: Это снаружи.Ланцелот: Нет.Дракон: Если бы ты увидел их души ох, задрожал бы.Ланцелот: Нет.Дракон: Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам человек околеет. А душу разорвешь станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы. Ланцелот: Это ваше счастье. Дракон: Как так? Ланцелот: Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом. Кто бы тогда кормил вас? Дракон: Черт его знает, может быть, вы и правы Помните, как писал Гоголь в «Развязке Ревизора»? О том, что город это город человеческой души, а чиновники суть страсти? И Шварц со своим вниманием к внутреннему миру, причем не во временном, а вечном аспекте, становится наследником великой русской классики. Текст его пьесы дает достаточно оснований для того, чтобы прочесть ее как историю борьбы добра и зла не только вне, но и внутри человека.Мемориальная доска на доме, в котором жил Е.Шварц: «Доброму сказочнику Евгению Шварцу, жившему в этом доме». Евгением Шварцем, как и его Ланцелотом, руководила любовь к людям. За четыре года до смерти он написал в дневнике о себе самом в третьем лице: «Без людей он жить не может Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло И в этом взгляде нашел Шварц точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».И действительно, пьесы Шварца стали увеличительным стеклом для зрителей и читателей, позволяющим взглянуть повнимательнее прежде всего на себя самих.В сюжете «Дракона» множество устоявшихся сказочных ходов и элементов, это еще один рассказ о герое-змееборце почти архетипический. Да только жители города, освобожденные от четырехсотлетней власти чудовища, почему-то не рады. Они не помогают рыцарю сражаться со змеем, не радуются и его победе. «Я искренне привязан к нашему дракоше! Вот честное слово даю. Сроднился я с ним, что ли? Мне, понимаешь, даже, ну как тебе сказать, хочется отдать за него жизнь Он победит, чудушко-юдушко! Душечка-цыпочка! Летун-хлопотун! Ох, люблю я его как! Ой, люблю! Люблю и крышка», говорит бургомистр.Таких людей любить непросто, еще сложнее их спасать ведь им самим это не нужно, их от правды «воротит, отшвыривает. Правда она знаешь, чем пахнет, проклятая? Довольно Слава дракону!»Многое в пьесе напоминает евангельский сюжет, некоторые реплики откровенно отсылают к библейскому тексту. История Ланцелота это история праведника, пришедшего спасти людей и ими же погубленного. «Простите нас, бедных убийц!» вздыхают жители, вручая ему для боя с драконом парикмахерский тазик вместо шлема, медный поднос вместо щита и вместо копья лист бумаги, «удостоверение в том, что копье действительно находится в ремонте, что подписью и приложением печати удостоверяется». Иллюстрация к пьесе Е.Шварца «Дракон». www.hiero.ruНо все-таки у Ланцелота есть несколько верных союзников, которые счастливы, что дождались пришествия Освободителя. С помощью подаренных ими ковра-самолета, меча и шапки-невидимки рыцарь побеждает Дракона, но до счастливого конца сказки еще далеко «Мы ждали, сотни лет ждали, дракон сделал нас тихими, и мы ждали тихо-тихо. И вот дождались. Убейте его и отпустите нас на свободу», Ђ

Пьесы Шварца стали увеличительным стеклом для зрителей и читателей, позволяющим взглянуть повнимательнее прежде всего на себя самих.

Убить дракона… в себе. О пьесе Евгения Шварца «Дракон» — Книги — Татьянин День

Комментариев нет:

Отправить комментарий